Семинар № 1. 

1. Актуальные проблемы психологии образования. 

Цукерман Г. Пизанская башня отечественного образования // Школьный психолог, 2008, №3 

Сайт Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО 

Рекомендуется познакомиться с исследованиями PISA и PIRLS, прочитать отчеты.

2. Психологические основы организации учебного сотрудничества.

Цветкова Т.К. Исследование учебного сотрудничества в педагогической психологии США // Вопросы психологии. № 2. 1989.

Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование, 1996, № 2.

3. Синдром «эмоционального выгорания» учителей.

Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии, 2005, № 2.

Хухлаева О. Эмоциональное выгорание учителей // Школьный психолог, № 4, 2006.

Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.

Семинар № 2.

1. Особенности учебной мотивации младшего школьника, подростка, старшеклассника.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М., 1983. (ч/з=3) Читать: виды мотивов учения, содержательные и динамические характеристики учебных мотивов. Мотивация учения в младшем школьном возрасте. Мотивация учения в среднем школьном возрасте. Мотивация учения в старшем школьном возрасте.

Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии, 1985, № 1.

Дополнительное заданиенайти в периодике (Вопросы психологии, Психологический журнал, Школьный психолог и т.п.) современные исследования учебной мотивации и подготовить аннотацию статьи.

2. Влияние педагогической оценки на познавательное и личностное развитие ребенка (по Б.Г. Ананьеву).

Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. (ч/з=8) Читать 1 главу. Определение парциальной оценки (п.2), описание эксперимента по выявлению видов парциальных оценок, характеристика оценок (п. 3).

3. Психологические проблемы обучения взрослых людей.

Базарова Г.Т. Особенности обучения взрослых // Менеджер по персоналу, 2007, № 2.

Колесникова И.А. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. Читать: Глава 4.

Семинар № 3. Особенности работы психолога в сфере образования

1. Статус психолога в образовательном учреждении, его права и обязанности. Виды деятельности детского практического психолога

Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М., 1998. (ч/3=2, аб=5) Читать: Раздел 1. Гл. 2.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2006. (И другие годы, ч/3=9). Читать: Часть I. Раздел II. Гл. 1, 2.

2. Основные направления работы психолога:

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2006.

с дошкольниками,

с младшими школьниками,

с подростками,

со старшеклассниками.

3. Психологическое сопровождение неуспевающих детей.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. (ч/з=5, аб=10) Читать: Часть III. Гл. 4.