В течение семестра выполняется одно самостоятельное задание на выбор. Работа представляется для проверки либо в печатном, либо в электронном виде (через Контакты).

Титульный лист для семестрового задания (скачать),

Семестровое задание для иностранных студентов: эссе об образовании в своей стране.

Вопросы, которые рекомендуется затронуть в эссе:

  1. Организация системы образования: количество лет обучения; сколько уровней обучения (начальный, средний, старший); количество детей в классе; классное руководство; выпускные экзамены.
  2. Содержание процесса обучения: чему и как учили. Роль учителя в процессе обучения.
  3. Воспитание. Чему и как воспитывали в школе?
  4. Психологическое сопровождение образовательного процесса. Какова роль психологов в образовании?
  5. Личная оценка обучения, выделение позитивных и негативных сторон образовательной системы.

Критерии оценки эссе представлены ниже.

 

Виды семестровых заданий для российских студентов:

1. Эссе по психолого-педагогической тематике.

Требования к эссе:

Объем эссе: 4-5 страниц + титульный лист и список литературы (необязательно). Шрифт 12 Times New Roman, 1.5 интервала.

Критерии оценивания эссе:

  • Глубина исследования проблемы и полнота раскрытия темы
  • Четкая структурированность материала, которая предполагает обязательное наличие введения и заключения.
  • Наличие собственной точки зрения и умение аргументированно ее отстаивать.
  • Репрезентативность и богатство фактологического материала.
  • Владение психологическим языком. Психологический анализ должен преобладать над бытовыми суждениями.
  • Творческий подход и оригинальность выводов.

Эссе, скомпилированное из электронных рефератов, оценивается неудовлетворительно.

Примерные темы эссе:

  • Ценности и цели образования на современном этапе общественного развития.
  • Чему нужно учить в школе (вузе)?
  • Соотношение учебной и будущей профессиональной деятельности.
  • Позитивные и негативные психологические новообразования в учебной деятельности.
  • Учение и самообучение.
  • Проблемы воспитания воспитателя.
  • Школьный психолог: достоинства и ограничения профессии.
  • Раннее развитие: за и против
  • Общее и различное во взглядах семьи и школы на воспитание. Как преодолеть противоречия между двумя социальными институтами?

2. Психолого-педагогический анализ ситуации.

Задание можно выполнять в группах по 2-4 человека.

  1. Выбор педагогической ситуации. Откуда можно взять ситуацию: 1) выбрать из «банка»; 2) взять из другого источника (указать источник); 3) предложить свою.
  2. Проведение анализа.
  3. Создание новой педагогической ситуации. Вспомните и опишите ситуацию из Вашего опыта обучения, которая иллюстрирует те или иные проблемы педагогической психологии.
Банк ситуаций (скачать)

Пункты анализа педагогической ситуации:

  • описание ситуации и её участников (если ситуация взята не из «банка»);
  • определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить её переход в конфликт;
  • что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность);
  • что можно сказать о мотивации поведения участников ситуации?
  • какие качества формируются у ребенка в данной ситуации и почему?
  • какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал; оценка;
  • варианты отношений с учеником после ситуации. 
  • какие психологические проблемы имеют место в данной ситуации?

Критерии оценки анализа ситуации:

  1. Полнота, ясность мыслей автора, логичность рассуждений.
  2. Владение психологическим языком. Психологический анализ и оценка ситуации должны преобладать над бытовыми суждениями.
  3. При несомненной ценности личных рассуждений приветствуются ссылки на ученых, исследующих те или иные психологические феномены.

3. Перевод англоязычного текста.

Требования к переводу:

1) Объем перевода 10000-12000 знаков (без пробелов).
2) Тематика текста по специальности «Педагогическая психология».
3) Резюме* к переводу должно включать психологическую оценку содержания и отражать собственную позицию студента по анализируемой проблематике. Объем резюме — 100- 150 слов.

* Психологическая оценка содержания текста включает анализ соответствия содержания текста поставленным целям, как авторским, так и Вашим собственным. Смогли ли вы найти в тексте ответы на вопросы, поставленные перед его чтением? Порекомендуетет ли Вы этот текст для чтения, почему, кому она может быть полезна? Каково Ваше впечатление от прочтения этого текста? Резюме можно построить как ответ на эти вопросы.

4) Выполненное задание должно быть представлено в одном документе (формат Word). Первый лист титульный, далее оригинал текста (с выходными данными), перевод, резюме. Если оригинал текста в формате PDF, то можно прикрепить его отдельно. Если текст взят из Интернета, помимо выходных данных необходимо указать ссылку. Если оригинал текста на бумажном носителе, то можно сдать его ксерокопию.

Критерии оценивания перевода:

• Качество перевода.
• Корректное оформление работы.
• Текст должен быть логичным, связным, отражать проблематику.

Ссылки на англоязычные тексты в интернете*:

Educational Psychology by K. Seifert, R. Sutton

National Association of School Psychologists

World of Education

Teaching technics, how people learn, motivating students & etc.

Teaching Educational Psychology

*Уважаемый студент, данные ссылки являются лишь ориентиром. Не все статьи по этим ссылкам имеют отношение к педагогической психологии, поэтому вы несете конечную ответственность за выбор текста. В случае сомнения вы можете обратиться к преподавателю.

Ссылки на научные журналы. Выберите интересующую вас статью, сообщите мне ее выходные данные, и я вам вышлю полный текст.

Educational Psychologist (1997-2013)

Educational Psychology: An International Journal of Experimental Educational Psychology (1997-2013)

Educational Psychology in Practice: theory, research and practice in educational psychology (1985-2013)

Educational Psychology Review (1989-2013)